Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
В бизнес я пришел в 2006 году с четырехлетним опытом управления отделом ОКСа в одной из дочек НК "ЮКОС" (сейчас НК "Роснефть"), куда в 2002 году после строительного университета (ТГАСУ, инженер-строитель ПГС) меня без опыта взяли менеджером по управлению проектами.
Почти месяц в подмосковном лицее в Кораллово меня обучали планированию, работе в программе в MS Project, диаграммам Ганта, построению финансовых моделей, расчету бизнес-планов и бюджетов.
В 2002 году компанией была поставлена задача сформировать собственную сбытовую сеть автозаправочных станций и преобразовать ее до европейского уровня.
В Томске и Томской области таких АЗС было порядка 56 станций, за четыре года моей работы в компании было реконструировано и построено с нуля около 12 АЗС того формата, который сейчас нам всем привычен - в стекле, красивые, с магазином, кофе и туалетом.
Средний бюджет реконструкции (строительства) одной АЗС составлял примерно 12-18 млн. руб. (2002-2006 гг.).
Кейс по созданию стандартов
Один из кейсов, взятых мной за период работы в НК "ЮКОС", - написание регламентов и стандартов.
Если взять текущие российские компании, то большинство из них допускает ошибку: спускает стандарты и регламенты сверху вниз, что в итоге вызывает сопротивление персонала и сводится к бюрократии и формализму.
В 2003 году компания взяла курс на стандартизацию всех процессов (компанию начали готовить к продаже американской BP).
НК "ЮКОС" пригласила западных советников с большим опытом стандартизации, и они сделали следующее.
Стандарты и инструкции писали с нуля все отделы снизу вверх, начиная от исполнителей, заканчивая генеральным директором.
Далее каждая инструкция, регламент и стандарт изучались юристами на предмет нарушения законодательства, корректировались при необходимости и добавлялись в систему хранения.
Доступ к этой системе был реализован через MS Outlook.
Стандартизация самой крупной в то время компании прошла всего за 8 месяцев.
Именно этот кейс научил меня, что стандарты и инструкции должны писать рядовые исполнители, подробные документы должны создаваться снизу вверх, это правильно, подобный подход упрощает их внедрение.
Кейс очень простой и уникальный по своей схеме - время руководителя тратиться только на контроль процесса и корректировку документов.
Ну и в качестве десерта - создавайте любой документ таким образом, чтобы в нем был простой и понятный исполнителю ответ на вопрос "Зачем?".
Зачем ему делать именно так.
Это та важная вещь, которой не хватает в большинстве регламентов.
В конце 2004 года в рамках подготовки кадрового резерва (резерв стратегических руководителей) я проходил обучение по программе MBA (ступень Executive) Стокгольмской школы экономики, адаптированной под задачи компании.
Ступень EMBA отличается от обычной ступени MBA минимумом теории, наличием практических кейсов и форматом week-end (без отрыва от основной работы).
К сожалению, курс полностью не закончил, так как ушел с руководящей должности в неизвестность - в свой бизнес в 2006 году.
Бизнес и автомобили
Звезды так сложились, что в автобизнесе я более тринадцати лет (с 2006 года).
В автосервисе немного меньше - чуть больше девяти лет.
Кроме автосервисной тематики у меня есть успешный опыт открытия с нуля двух магазинов запчастей, несколько лет опыт работы под вывеской Emex, опыт открытия интернет-магазин запчастей (пытался стать вторым exist-ом)))).
Мне довелось работать таможенным брокером, перегонщиком, собственником, руководителем, запчастистом, кладовщиком, приемщиком, заправщиком кондиционеров, шиномонтажником, развальщиком и обычным слесарем.
Запчасти продавал, когда многим магазинам еще не было известно, что CBT-43 и CBT-40 - это одна и та же шаровая опора, а вот СBT-46 внешне идентична, но при ее установке на автомобиль углы установки колес правильно не выставишь (для тех, кто в теме).
Одна из первых программ-каталогов запчастей, в которой я начал работать - это Netix.Cyclo.
Уникальная для своего времени программа, где часть японских EPC были переведены на русский язык, и поиск любой запчасти осуществлялся по названию, аналогично тому, как сейчас мы что-то ищем в Яндексе.
Ну и конечно была освоена Daihatsu Japan EPC.
Ее я и сейчас считаю одной из самых сложных программ подбора запчастей, не считая поиска номеров запчастей на какой-нибудь Lanos.
Был участником ВЭД, работал с Японией, Кореей, Сингапуром, Тайванем, США и Канадой.
В то время рабочий график был 25 часов в сутки))), потому как приходилось общаться с партнерами практически в каждом часовом поясе, от Владивостока до Калининграда.
В 2013 году открыл и в 2015 году закрыл магазин дисков и шин.
С автосервисами сложилось поинтереснее: за последние 9 лет мной было в общей сложности было открыто 8 автосервисов, пять из которых - независимые под собственным управлением, и три сетевых под франшизой FITSERVICE.
Из двух арендованных автосервисов нас буквально выгнали за неделю до окончания договора аренды.
Все это было открыто без какого-либо начального капитала, без инвесторов, без легких чужих денег, без активов, только путем собственных усилий.
Поэтому и к деньгам я отношусь бережливо, потому что знаю, как тяжело они зарабатываются.
За эти 9 лет я воспитал 8 наемных руководителей, инвестиции личного времени и знаний в каждого из них в среднем составляли от 6 месяцев до 2-х лет.
Трое из них ушли и открыли собственные автосервисы, остальные успешно работают на руководящих должностях.
Даже если вам повезло - вы наняли хорошего руководителя, дальше вам предстоит научиться управлять руководителем.
Это тоже работа и ее нужно делать.
Что касается найма линейного персонала, то через меня прошло более 300 кандидатов, и благодаря этому я накопил определенный багаж знаний и навыков.
Я не понаслышке знаю проблемы роста компании, проблемы найма линейных сотрудников и руководителей.
И, конечно, я так же, как и вы, делал кучу ошибок в найме и в управлении: нанимал не тех людей, не так ими управлял, не так ставил им задачи, неправильно передавал полномочия.
Теперь я знаю, как правильно, и, самое главное, как системно и эффективно, это делать..
За эти годы мной были придуманы, заимствованы и опробованы кучи систем стимуляции персонала автосервиса, начиная от руководителя, заканчивая дворником и уборщиком.
У меня есть опыт оплаты по процентам, порогам, нормочасам, планам, показателям, нормативам и по результативности.
Я знаю минусы и плюсы каждого из них.
Обучение других
В 2013 году в связи с отсутствием на рынке достойных курсов подготовки мастеров-приемщиков, я сделал собственный обучающий курс мастеров-приемщиков, который и читал персоналу до 2017 года.
С 2018 года обучаю руководителей и собственников автосервисов.
Обучение других позволяет мне развиваться и обучаться самому.
Основная задача, которую я ставлю себе, когда обучаю других - изменить мышление, восприятие и подход к бизнесу, научить, как сделать так, чтобы автосервис стал эффективным и приносил прибыль.
В заключение
Можно скопировать всю внешнюю атрибутику (многие так и делают - сейчас этим никого уже не удивишь): сделать ремонт, красивые фасады, закупить подъемники, оборудование, инструмент, изменить график работы, сделать стенды, разметку, но это не даст никакого экономического эффекта, потому что главное - совершенно в другом.
- цель менеджмента,
- власть,
- функции управления и их элементы функций управления,
- прибыль и ее источник прибыли,
- распределение времени руководителя и исполнителей,
- отличие мотивации от стимуляции,
- отличие бизнес-процесса от функционала,
- нормативы результативности,
- найм и обучение персонала,
- финансовая модель и управленческий учет,
- критические точки,
- информационная безопасность и многое другое.
Без этих знаний ваш автосервис никогда не будет эффективным!
Не позволяйте превратить свою жизнь в ДЕНЬ СУРКА!
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь