По каким критериям выбрать франшизу сетевого автосервиса. Памятка будущего франчайзи.
Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
Франшиза. Как выбрать и не ошибиться? Как сохранить и приумножить свои "кровно заработанные"?
Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (фр. franchise — льгота, привилегия), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
При правильном выборе Партнера - риски минимальны!
- Для начала задайте себе вопрос: "А нафига мне франшиза? Надо ли?". Если нужна - идите дальше. Но будьте готовы, что ваше "Я" не всегда учтут и не все хотелки выполнят.
- Уменьшите свои риски - заключите договор концессии. Любой серьезный франчайзер имеет зарегистрированный товарный знак и несет солидарную ответственность. А не подсовывает вам агентский договор или договор на оказание услуг. Регистрацию товарного знака можно проверить на сайте ФИПС по ссылке.
- Оцените какой реальный интерес у фрачайзера? В чем суть его франшизы? Если за все нужно платить - возникнет конфликт интересов, сокрытие выручки и прочий партнерский обман и негатив.
Сотрудничество должно быть симбиозом по схеме win-win, то есть выгодно всем. Ваши финансовые цели должны совпадать. Ваши платежи за роялти либо на рекламу не должны быть основными доходами франчайзи. - Спросите у будущего партнера, что придется вам, как собственнику, делать каждый день с утра до вечера. Если вам нужно самому сидеть на приемке и решать операционные вопросы, то задумайтесь надо ли оно вам?
Работает ли франшиза при минимальном участии собственника?
Есть ли такие реальные примеры? У кого? Поговорите с этими собственниками. - Бизнес-план. Должен быть реальным. Желательно с пессимистичным прогнозом и с кассовым разрывом в 3-6 месяцев.
Если у вас есть станция и вам обещают сразу "золотые горы" типа "миллион выручки с поста" - бегите подальше.
Нормальный партнер всегда считает бизнес-план в наихудшем варианте, чтобы избежать в дальнейшем негатива от франчайзи.
Срок возврата ваших инвестиций не должен превышать 2 года. - Пообщайтесь с владельцем франшизы. Оцените его взгляд на текущий рынок, спросите про планы и цели. Особенно про конечные. Оцените его как личность, ведь если человек гно - то и все остальное тоже. Выясните сколько бизнесов он продал, а если продал - не продаст ли и в этот раз?
- Паушальный взнос не должен быть большим - он должен всего лишь подтверждать серьезность ваших намерений. И включать в себя ощутимые ценности, желательно материальные.
Если франчайзер зарабатывает на паушальных взносах - зачем он вам такой нужен? - Какие вложения предстоят помимо паушального взноса? Все цифры должны быть вам предоставлены.
- А сможете ли вы продать свою станцию потом? Сменить собственников? Внести изменения в состав учредителей? Оговаривайте все сразу и "на берегу". Условия расторжения договора концессии читайте очень внимательно, они должны быть прозрачными и подробными!
- Кто будет поставщиком запчастей? По каким ценам вы будете покупать запчасти? На каких условиях? Какие еще обязательства по поставщикам? Минимальный закуп?
- Немаловажный фактор - собственные станции. Если их нет, либо часть продана - бегите, вам "впаривают" воздух.
Если бизнес по модели успешен - грех не открывать свои станции. А если они проданы или закрыты? Додумайте сами... - Найдите тех франчайзи, кто "не выжил", и выслушайте их точку зрения. Информация по закрытым станциям гораздо важнее всей прочей информации. Информацию нужно получить от франчайзи, а не от фрачайзера! Это важно.
- Есть ли у франчайзера колл-центр? Ведь очень большие потери в автосервисе - время приемщиков на общение с Клиентами по телефону, и итоговая конверсия звонка в запись. В колл-центре должны быть профессиональные операторы.
- Самая важная часть при выборе франшизы - посетите действующие автосервисы.
Пообщайтесь с собственниками-франчайзи, особенно с теми, кто работает больше года.
Выясните все плюсы и минусы. Была ли оказана им помощь при запуске станции и какая именно? Сбылись ли ожидания по рентабельности и заявленным срокам окупаемости? Что не подтвердилось? Отличаются ли текущие цифры от бизнес-плана? Оказывают ли помощь сейчас и какую именно и как? Планирует ли франчайзи открывать еще новые станции? Если нет, то почему?
У франчайзера контакты не берите - езжайте на станции сами без приглашений и предупреждения. Выступите в роли Клиента. Посмотрите внешние бизнес-процессы и документацию. Пожалуйтесь в контроль качества, потестируйте обратную связь.
Я так и делал - полгода посещал станции и смотрел стандарты работы.
Не стесняйтесь спрашивать, все что угодно. Это ваше право! - Попросите владельца франшизы (франчайзера) показать вам цифры станции франчайзи, на которую вы укажете. Указывайте именно вы, а не сам франчайзер. Оцените выручку на пост в сезон и несезон.
Если скрывать нечего - покажут. Даже без согласия франчайзи. - Выясните у франчайзера сколько франчайзи-собственников имеют несколько станций. Есть ли мастер-франшиза? И открыты ли все запланированные станции по мастер-франшизе или только одна?
- Выясните где и как дает федеральную рекламу франчайзер? Какие использует рекламные каналы? Спросите цифры, конверсию.
За чей счет федеральная реклама?
Дает ли франчайзер имиджевую рекламу - это один из показателей успешности франшизы. - Немаловажный фактор - взгляд Клиента: воспринимает ли конечный потребитель франшизу как сеть? Известен ли бренд конечному потребителю? Ведь покупая франшизу, немаловажным является поток Клиентов за счёт бренда! Кто вкладывает в это деньги и сколько? Вы или франчайзер? Если Вы - надо ли оно Вам?
- Успех станции - в ее местоположении. Если вам обещают, что приведут Клиентов куда угодно - это обман. Привести - приведут, но не в том количестве.
- Успешная франшиза всегда следит за внешним видом станций и контролирует это. Стандарты должны соблюдаться и быть едиными. Если вам дают только вывеску - вы всего лишь очередная "жертва".
- Франчайзер должен активно участвовать в поиске помещения под автосервис и найме персонала, если у вас нет ни того, ни другого. Если же все есть - то должен предоставить полное техническое задание по оформлению помещений, расстановке оборудования и план по обучению персонала.
- Пиар франшизы в бизнес-изданиях и бизнес-кругах ставит своей целью поиск инвестиций. И чаще всего конечной целью такой франшизы является ее продажа на пике какому-нибудь инвестору.
Подумайте, что будет с вашим автосервисом, если франшизу продадут? - Автосервисный бизнес всегда требует обученного персонала. А это означает, что качественная франшиза должна обладать собственным тренинговым центром и обучать франчайзи по всем направлениям: управление, продажи, техническая часть.
- За вами обязательно должна быть закреплена территория, радиус которой должен быть совместно согласован. Это даст гарантии, что в 300 метрах не откроется еще один такой же сервис.
- Размер максимальных отчислений франчайзеру в автосервисном бизнесе не должен превышать 5% от выручки станции.
Если процент выше - значит ваш бизнес работает не на вас, да и не ваш он в таком случае))) - В нашем бизнесе есть "несезон". Выясните как франчайзер в этот период будет загружать станцию? Какие рекламные активности он планирует? Посмотрите показатели предыдущих лет.
- Кто и как будет сопровождать вашу станцию после открытия? Где этот человек физически находится? Будет ли он ездить к вам на точку, чтобы помогать в контроле, управлении, обучении персонала? Знает ли он особенности вашего региона? Компетентен ли в сфере автосервиса?
- Проверьте бухгалтерскую отчетность франчайзера за последние годы. Выясните состав учредителей, связанные компании, судебные дела.
Сейчас это все есть в открытом доступе. - Спросите участников рынка и ваших коллег "по цеху": а как они относятся к этой франшизе ? Спросите насколько цифры, обещаемые франчайзером, реальны по мнению тех, кто работает в нашей отрасли.
Если франшизу не воспринимают всерьёз те, кто работает в этой нише, а все продвижение франшизы построено на поиске инвесторов без опыта - скорее всего это обман, и те, кто "в теме" на это не ведутся. Поведетесь ли вы?
Есть реальные примеры, когда серьезные участники нашего рынка наотрез отказываются иметь дело с псевдофраншизами. - Не ошибайтесь!
Вкратце как-то так. Получив ответы на все эти вопросы - вы точно не ошибетесь)))
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь