Где-то и кому-то я уже рассказывала, как в 2012 году получила очень жёсткий и прекрасный урок. Подписала, не глядя, договор аренды автомойки. Спустя полтора года это аукнулось мне так, что расхлёбываю до сих пор ☝ По решению суда мне полагается выплатить бывшему арендодателю сумму около 600 тысяч рублей. История близится к финалу, и по её завершении я обязательно расскажу, чем это для меня всё закончилось 💰
И неважно, каким будет финал, знаю только одно – я всю жизнь буду искренне благодарна бывшему арендодателю за этот очень важный для меня урок ☝
Во-первых, он (арендодатель) был тем самым благодетелем, который дал мне возможность создать первый в своей жизни автомоечный бизнес. Именно с его подачи я стала предпринимателем, и в дальнейшем успешным управленцем 😎
Во-вторых, история с судом научила меня грамотно относиться к заключению договоров. Я уже молчу о том, что за 2 года изучила множество законов. Что позволяет мне сегодня чувствовать себя уверенным человеком, и знать свои права. Кстати, рекомендую всем взять с меня пример. Я имею ввиду, изучить законы и гражданские права : ) И тогда вам не будут страшны никакие суды, судебные приставы, и арест имущества и счетов 🎓
Этот пост я решила сегодня написать для всех, кто будет сталкиваться (или уже столкнулся) с арендой автомойки, и ещё каких-либо помещений. Очень многие коллеги обращаются ко мне с просьбой рассказать о нюансах при оформлении документов. И используя свой личный опыт, делюсь с вами тем, как избежать рисков при заключении договора аренды автомойки (или помещения под автомойку).
ИТАК, начнём по порядку. Вот, кладу прямо перед собой договор аренды, и пройдусь по пунктам:
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Здесь подробно прописываются данные сторон, которые заключают между собой договор. Тот, кто сдаёт вам помещение, является Арендодателем (Наймодателем). Тот, кто снимает помещение (берёт в аренду), - это Арендатор (Наниматель).
Как правило, арендодателями являются ИП или юр.лица. В договоре в обязательном порядке указываются документы, на основании которых действуют стороны. Такими документами являются Св-во о регистрации ИП, Устав, и прочее. НЕ забудьте проверить оригиналы прежде, чем вы подпишете договор.
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ДОГОВОРА. Здесь подробно указываются технические характеристики помещения, и документы, на основании которых это помещение принадлежит арендодателю.
- Под техническими характеристиками помещения подразумеваются: метраж, кол-во этажей, наличие прилегающей территории, и так далее. Необходимо получить у арендодателя копию документа, в котором всех эти характеристики будут утверждены надлежащим образом.
- Обязательно требуйте у арендодателя документы, подтверждающие то, что помещение (участок, автомойка) являются его собственностью. В договоре необходимо указать, на основании каких документов арендодатель владеет помещением (участком, автомойкой).
3. СРОК АРЕНДЫ. Это один из наиболее значимых пунктов, который вызывает беспокойство у большинства арендаторов. И не зря.
Для того, чтобы избежать лишней волокиты с регистрационной палатой и дополнительных затрат, арендодатели стремятся заключать договора на 11 месяцев с дальнейшей пролонгацией. Вот здесь начинается самое интересное.
Я уверяю вас – на самом деле этот пункт НЕ даёт абсолютно НИКАКИХ гарантий того, что вам будет предоставлено преимущественное право на дальнейшую работу в этом помещении. Если собственник захочет, он найдёт кучу причин, чтобы расторгнуть с вами договор. Причем в одностороннем порядке.
Поэтому, если вы нацелены построить успешный бизнес с долгосрочными целями, у вас есть 2 пути решения вопроса при аренде автомойки:
а) Найти общий язык с арендодателем, и наладить с ним деловые отношения, которые будут взаимовыгодны;
б) Постараться заключить договор на более долгий срок – на 3 и более лет.
Таким образом, вы снизите риск того, что через 11 месяцев вам не помашут ручкой, и не попросят с вещами и оборудованием на выход.
4. ПЛАТЕЖИ И ПОРЯДОК РАСЧЁТОВ. В этом разделе указывается, кто, когда и каким образом оплачивает арендную плату и счета. Какие могут быть нюансы? Множество. Всё зависит от конкретной ситуации.
У меня, например, была проблема: доступ к электрощиту со счётчиками нам был запрещён. К сожалению, об этом мы смогли понять уже после того, как началось наше сотрудничество, и договор уже был подписан. Причём, доступ был закрыт не только мне как арендатору, но и всем совладельцам того здания, в котором мы снимали автомойку. Так что, как понимаете, подвох может быть в чём угодно. В угоду бизнесу мне пришлось проглотить этот момент, и платить по счету, который выставлял арендодатель. Хотя, раз в месяц он допускал нас в электрощитовую, чтобы мы могли совместно переписать показатели. Однако никто не мог нам достоверно сказать, правильные ли это показатели, и действительно ли они относятся к автомойке. Так-то. А вот совладельцы здания тогда как раз судились с ним за доступ к щиту. Чем это всё там закончилось, я не знаю, не интересовалась.
Возвращаемся к сути раздела. Вам крайне необходимо заранее договориться с арендодателем о цене, и обязательно внести условия в документ. И не забудьте прописать условия изменения цены. Например, условие может звучать так: Арендодатель имеет право изменять стоимость аренды не чаще, чем 1 раз в течение 12 месяцев, и не более, чем на 10% от действующей цены. Это поможет вам в дальнейшем грамотно планировать, и рассчитывать дальнейшие затраты на аренду.
Очень часто бывает так, что такой пункт отсутствует в договоре, и арендодатели пользуются тем, что выставляют арендаторов из помещения, намеренно заявляя неподъемную цену на аренду.
5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА АРЕНДОДАТЕЛЯ. Здесь обычно перечисляются куча пунктов, которые указывают на обязательства арендодателя. Естественно, арендодателю на руку прописать такие условия, которые будут выгодны ему. Поэтому внимательно изучите все эти пункты, и заранее определитесь, устраивают ли они вас или есть что-то, что хотелось бы подкорректировать.
Например, если арендодатель соберётся продавать помещение, или менять арендатора, пусть в договор будет включён пункт, что он обязан будет известить вас о своих намерениях за 3 месяца до планируемых действий. Это поможет вам получить в своё распоряжение достаточное время для принятия решений, и подготовки к переезду или другим мероприятиям.
Было бы неплохо включить пункт, в котором будет прописан порядок посещения арендодателем помещения. Конечно, он как владелец имеет право приходить, когда ему вздумается. Однако желательно прописать временные и прочие рамки, которые позволят вам ощущать себя всё-таки хозяином вашего бизнеса, а не гостем.
Ещё один пункт, обязательный для включения в договор, - подтверждение того, что на момент подписания документа помещение и имущество не находятся под залогом, арестом, не обременено ничьими правами, либо обязательствами Арендодателя. А также получено согласие совладельцев помещения, и прочее.
6. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА АРЕНДАТОРА. В этом разделе будут перечислено всё, что вы будете обязаны исполнять в рамках данного договора. А также ваша ответственность перед Арендодателем. Рекомендую крайне внимательно отнестись к этому разделу, ибо после подписания договора будет уже поздно. Особенно часто в этом разделе прописывается возможность за счет Арендатора осуществлять перестройку помещения, строительство дополнительных сооружений и так далее. В общем и целом этот раздел делится на ЗАПРЕЩЕНО, РАЗРЕШЕНО, и ОБЯЗАН.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН. Типовой раздел, в котором приведены стандартные правила разрешения споров и конфликтных ситуаций.
8. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН. Подробно указываются реквизиты Арендодателя и Арендатора. Эти реквизиты должны совпадать с реальностью, думаю, вы и так это прекрасно понимаете. Правильный почтовый адрес позволит вам держать связь друг с другом при помощи отправки писем. Правильные банковские реквизиты – гарантия того, что платежи дойдут куда надо.
9. ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОГОВОРУ. АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ПОМЕЩЕНИЯ И ИМУЩЕСТВА. А вот здесь начинается самое интересное. По крайней мере, лично для меня. Именно здесь я обожглась. И если бы не моя непростительная реакция на все те события, могло обойтись гораздо меньшими проблемами. Но случилось так, как случилось.
Крайне рекомендую изучить подробности этого документа прежде, чем будете готовы подписать документ. В целом арендодатели стараются отделать стандартными фразами типа «помещение находится в хорошем состоянии, электрооборудование исправно, стены не требуют косметического ремонта» и так далее. Даже если в реальности всё в корне не так.
Кстати, я так и не сказала, за что же мне-таки присудили 600 тыс.рублей smile.gif В моём случае получилось следующим образом: до меня автомойка сдавалась в аренду целых 5 лет, и стены с полами (да и прочие поверхности) были, мягко говоря, загажены. Требовался косметический ремонт, кое-где плитка облупилась, полы были испорчены после монтажа автомоечного портала, и так далее. Но я умудрилась подписать акт, где чёрным по белому было написано, что помещение не требует косметического ремонта, и что всё у арендодателя вообще было исправно, красиво и ново.
Я тогда не придала этому значения, так как посчитала, что всё это мелочи жизни. От радостного возбуждения, которое я испытала, когда получила в свои руки автомойку, весь мир казался мне в розовом цвете. Я с огромным удовольствием привела мойку в порядок: были отмыты стены, отремонтированы ворота, усовершенствовано отопление… Наивная smile.gif
В общем, не буду тут расписывать подробно, что да как. 578 тыс.руб. – именно в такую сумму оценили покраску стен влагостойким материалом. Ни больше, не меньше. Видимо, на оценку этих работ был приглашён дизайнер с Рублёвки laugh.gif
Как максимально обезопасить себя от таких рисков? Не стесняйтесь требовать у арендодателя подробнейшего описания технического и косметического состояния помещения и арендуемого имущества. Укажите все недостатки, которые обнаружите при осмотре. Обязательно зафиксируйте недостатки, как в письменном виде, так и в виде фотографий. Также необходимо прописать, кто, когда и каким образом будет исправлять эти недостатки. Очень часто арендодатели идут на уступки, и соглашаются на ремонт силами арендатора. А расходы арендатора в этом случае идут в счёт погашения арендной платы. В принципе удобный и взаимовыгодный вариант для обеих сторон.
В завершение этого поста хочется донести до всех коллег одну простую истину – ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УСЛУГАМИ ЮРИСТА всегда, когда дело касается оформления документов, сделок, других каких-либо операций. НЕ доверяйте себя и своё имущество, НЕ рискуйте просто так почём зря. НЕ верьте на слово арендодателю, который скажет вам однажды: «Слушай, ну зачем нам лишние люди и затраты, ты что, не доверяешь мне, или я похож на мошенника». И даже если арендодатель обидится на вас, и решит, что не будет сдавать вам автомойку из-за вашего недоверия, РАДУЙТЕСЬ, и бегите от него куда подальше.
Предполагая ваш вопрос, как же я всё-таки умудрилась проиграть суд, напишу вкратце эту историю. Тогда я абсолютно халатно относилась ко многим вещам, о которых в принципе никогда не задумывалась. Но у нас в России это как называется? Надежда на Авось…
У меня, как и у всех предпринимателей, юридический адрес является адресом прописки. Но поскольку я не живу по адресу прописки, и не указывала нигде адрес фактического проживания, то уведомления от суда и прочих инстанций я просто-напросто не получала. И можно было бы в этой истории полностью обвинить меня в моей халатности. Но есть одно НО. По адресу прописки добрые соседи (у меня в собственности комната в коммуналке) всегда откладывали в отдельный ящик все наши квитанции, извещения от налоговой и пенсионного фонда, почтовые уведомления от банков и прочее. И среди всей этой кучи НЕ было ни одного судебного извещения. Куда они подевались? Были ли они вообще? Почтальон не донёс?
Почему-то я была всегда уверена, что такие вещи вручают в руки под расписку. Но оказалось, что нет. Судебные извещения были отправлены как обычное письмо или открытка.
Этого оказалось достаточно для того, чтобы суд отказал мне в дальнейших разбирательствах. Никакие экспертизы, никаких свидетелей, никого и ничто мне больше не позволили предоставить в качестве доказательства своей правоты. Вплоть до высшей инстанции. Везде мы слышали одно и то же: «Г-жа Осокина проигнорировала предыдущие судебные заседания. Решение суда оставить в силе».
Вот так вот, коллеги. Оказалось, суд не интересует, что я НЕ получила уведомление об этом. Достаточно того, что суд отправил это уведомление, и у них есть почтовая отметка об этом. А то, что ответчик тупо не получил извещение из-за потери (случайности), никого не волнует. Закон позволяет.
Ну что же. Остаётся соблюдать закон. Повторюсь, история ещё только приближается к финалу. У меня ещё есть кое-что в запасе. Обязательно потом расскажу, чем всё закончится для меня.
Вот вам ещё один урок – обязательно во всех инстанциях и документах указывайте почтовый адрес для корреспонденции. Таким образом, вы будете своевременно получать все извещения и уведомления. И получите возможность вовремя дать ответ и принять какое-либо решение. Надо ли говорить, что я уже давно так и делаю/
Надеюсь, этот пост окажется полезным, и пригодится новичкам (и не только) в автомоечном бизнесе.
Хотите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к мастер-классу "Продвижение автомойки ВКонтакте"?
авторизуйтесь