Продуктивность. Результативность. Эффективность. Производительность. Интенсивность.
Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
Хочу поделиться информацией о том, что такое продуктивность, результативность, эффективность и производительность.
К сожалению, читая книги "гуру", изучая тренинги "по повышению продаж и эффективности работы автосервиса" понимаешь, что те, кто учит других, сами не понимают этих терминов и разницы между ними, а то и вовсе в большинстве случаев считают их синонимами.
Постараюсь разъяснить простыми словами.
Во-первых, нужно разделять понятия "продуктивность", "результативность", "эффективность", "производительность" и "интенсивность". Эти термины отражают разные процессы, хотя и имеют общую основу:
- Продуктивность.
- Результативность.
- Эффективность.
- Производительность.
- Интенсивность.
Все эти показатели связаны между собой, но отражают абсолютно отдельные параметры. Надеюсь вы поймете.
Продуктивность
Продуктивность берет свое начало от английского слова "productivity" и исторически связано прежде всего с сельским хозяйством и животноводством, чтобы выделить лучшие экземпляры - более плодовитые и дающие лучшее потомство.
Такое же определение дает и словарь С.И. Ожегова - "прилагательное, по значению связанное с разведением продуктивного скота". Среди иностранных слов, вошедших в состав русского языка, понятие продуктивности рассматривается как "плодотворность, производительность".
В дальнейшем это понятие стало применяться для характеристики деятельности творческих людей - писателей, художников, поэтов, отражая их способность производить много произведений. Отсюда появилось объяснение понятия продуктивности, как о способности человека за установленное время создавать некое количество чего-либо или совершать определенное количество действий.
На выполнение любой работы требуются затраты времени, поэтому продуктивность неразрывно связана с количеством времени, в течение которого сотрудник будет выполнять определенный объем работы.
Поэтому классическое определение продуктивности - это отношение объема выполненной работы к затратам времени.
В автосервисе, как и в любом производстве, необходимо применять вместо показателя продуктивности, показатель - производительность, ведь мы не разводим скот и отношения к сельскому хозяйству и животноводству не имеем.
Но так повелось исторически, что в автосервисе все-таки продуктивность считается - продуктивность показывает какое количество времени механик занят работой, то есть считается его "продуктивное время".
В настоящее время я не знаю ни одной технической возможности, чтобы измерить фактическое время работы механика.
Все существующие системы учета фактической времени работы механика имеют большие погрешности, поэтому показатель продуктивного времени я не считаю, а вот количество проданных нормочасов к времени присутствия механика -это уже важный показатель, который можно точно посчитать.
Пример расчета продуктивного времени механика:
- механик был занят работой 7 часов из 10 часов его присутствия на станции (как точно посчитать эти 7 часов - я не знаю);
- его продуктивное время (продуктивность) равно:
(7 часов) / (10 часов) х (100%) = 70%.
Результативность
Классические толковые словари определяют результативность, как меру или степень достижения результата в сравнении с поставленной целью.
В международном стандарте ISO 9000:2015 - результативность считается, как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
В автосервисе Результативность связана с плановым показателем. Она показывает уровень достижения результата, такой коэффициент план-факта.
Пример:
- мастер-приемщик Роман выполнил план по выручке за прошлый месяц на 130%;
- механик Вячеслав выполнил план по нормочасам на 90%.
Результативность и производительность (продуктивность) часто отличаются между собой.
Пример:
- ежемесячный план у мастера-приемщика 1 млн. руб;
- мастер-приемщик Роман закрыл 110 заказ-нарядов и принес предприятию в прошлом месяце 1 млн выручки, валовая прибыль при этом составила 450 тыс. руб.;
- мастер-приемщик Дмитрий закрыл 220 заказ-нарядов и принес предприятию в прошлом месяце 800 тыс. руб. выручки, валовая прибыль при этом составила 650 тыс. руб.
Результативность Романа 100%, Дмитрия всего 80%, а вот производительность (продуктивность) по количеству заказ-нарядов отличается в 2 раза - Дмитрий работал больше. Кто отработал эффективнее: Роман или Дмитрий?
Эффективность
Эффективность (лат. efficientia) не направлена на увеличение объема, она направлена на сокращение издержек для получения того же объёма работ без потери качества выполнения работ.
По своей сути эффективность - соотношение между достигнутым результатом и затраченными для его достижения ресурсами.
Собственно это и прописано в международном стандарте ISO 9000:2015 - эффективность считается, как соотношение достигнутого результата к расходам, обеспечившим его достижение.
Эффективность относится к улучшению предприятия.
Мерилом эффективности является такой показатель, как маржинальность.
Пример:
- вернемся к нашим мастерам-приемщикам Роману и Дмитрию.
- Роман заработал предприятию 450 тыс. руб. валовой прибыли.
- Дмитрий заработал предприятию 650 тыс. руб. валовой прибыли;
- следовательно, мастер-приемщик Дмитрий отработал эффективнее - его маржинальность составила 81%, против 45% у Романа.
Кроме маржинальности, у эффективности есть и другие показатели: рентабельность, производительность, затраты на единицу продукции и т. д.
Эффективность работы вашего автосервиса зависит от компетенций руководителя, набора технологий, ключевых процессов, управленческого учета, которые позволяют сделать работу предприятия эффективной.
В одной из следующих статей, сравню эффективность работы автосервисов из разных сетей.
Производительность
Производительность - это показатель, который отражает насколько продуктивно трудиться ваш персонал.
Пример для понимания, что такое производительность:
- механик Антон откручивает колесные гайки при помощи балонного ключа;
- механик Павел откручивает колесные гайки при помощи пневмогайковерта.
или
- в одном из автосервисов на шесть механиков приходится два комплекта инструментов в чемодане;
- в соседнем автосервисе у каждого механика своя полностью укомплектованная инструментальная тележка с 7 полками и 243 предметами.
Для высокой производительности нужны квалифицированные сотрудники, хороший инструмент и оборудование и грамотный руководитель.
Когда говорят о производительности труда и сравнивают несколько стран, почему-то считают производительность в деньгах.
Но это не значит, что наш российский механик делает работы меньше, я уверен, что он делает больше, чем любой другой иностранный механик, просто в деньгах его результат ниже из-за курса валют.
Производительность является одним из показателей эффективности.
Производительность направлена на увеличение объема ремонта и показывает конкретный объем выполненных работ за единицу времени.
Производительность нацелена на расширение предприятия.
Производительность всегда имеет конкретный результат, в отличие от эффективности.
Пример:
- механик Иван закрыл за прошлый месяц 130 нормочасов;
- механик Антон закрыл за прошлый месяц 240 нормочасов;
- механик Павел закрыл за прошлый месяц 260 нормочасов.
Производительность механика Павла в два раза выше производительности механика Ивана: 260/130 = 2 раза.
Интенсивность
Отдельно хочу остановиться на таком понятии как интенсивность.
Интенсивность часто путают с производительностью.
Интенсивность труда – количество труда, затрачиваемого работником за определенный промежуток рабочего времени для получения полезного результата. Определяется затратами физической, нервной и умственной энергии в единицу времени и зависит от темпа работы.
На интенсивность прежде всего влияют индивидуальные физиологические особенности сотрудника, заложенные в нем природой, а также возраст и природно-климатические факторы.
Интенсивность труда имеет три группы: сотрудники умственного труда, сотрудники легкого физического труда и сотрудники тяжелого физического труда.
Оптимальная интенсивность позволяет достигнуть максимальной производительности труда, тогда как чрезмерная интенсивность труда сотрудника ведет к падению его производительности труда из-за переутомления, травматизма, возникновения профессиональных болезней и т.п.
Взаимосвязь
На основании вышеизложенного определяется взаимосвязь всех этих понятий: эффективность - потенциальная возможность достичь конечный результат, производительность (продуктивность) - способность получить промежуточные результаты, результативность - измерить достигнутый результат с плановым показателем.
Отдельно хочу заострить ваше внимание на том, что понятие "продуктивности" в российских нормативных правовых документах не используется, в отличие от понятий эффективности, результативности, производительности и интенсивности.
Выводы
Бывают любые сочетания.
Работа может быть сделана с высокой производительностью и интенсивностью, но не результативно и неэффективно.
Бывает высокая результативность при низкой производительности и низкой эффективности.
И конечно, бывает высокая эффективность, в отсутствии производительности и результативности.
Если же вы видите сотрудника одновременно крайне производительного, эффективного и результативного – удерживайте его любыми способами.
Стимулируйте, делайте комфортной обстановку на работе, показывайте карьерные перспективы (если ему это важно) – такие сотрудники встречаются редко.
Самая распространенная ошибка руководителей автосервисов – пренебрежение эффективностью.
Дай объем! Дай выручку! Любыми способами!
В итоге выручка растет, а прибыль падает, маржинальность падает - эффективность снижается.
Любое снижение клиентского потока на таком автосервисе - наступает крах и кассовый разрыв.
Увеличить эффективность сотрудника достаточно просто.
А вот увеличить эффективность предприятия намного сложнее, но тоже можно, используя стратегию, учет и знания.
Бережливое производство не увеличивает производительность труда
Бережливое производство и система 5С повышают эффективность персонала (а не производительность!), но эффективность эта повышается исключительно за счёт роста интенсивности труда - сотрудники просто работают быстрее за счет того, что двигаться им приходиться меньше.
К производительности труда бережливое производство и система 5С не имеют прямого отношения.
Эффективность сотрудников
А самое важное, чего все упускают и не понимают - на эффективность сотрудника в большей степени влияет не квалификация, а то, как им управляют и кто управляет!
Это описано ещё в "Капитале" Карла Маркса, а в современных исследованиях этот эффект показан в цифрах в книге "Выдающийся лидер" Джона Зенгера.
Повышение эффективности руководителя станции на 30-40% повышает влияние исполнителей (механиков и приемщиков) на эффективность работы станции в разы (в 2-3 раза по моим цифрам).
А 30-35% эффективности руководителя зависит от его природных данных.
По этим причинам основные усилия для повышения эффективности работы должны быть направлены в первую очередь на подбор и подготовку руководителя, а не на обучение его стандартам и их выполнение.
Как бы не поднимали эффективность внешним ресурсом, она сразу начнёт падать и в итоге упадёт до уровня, которому соответствует квалификации руководителя.
То есть вернётся к исходным показателям.
Но это мало кто понимает....
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь