Шиномонтаж – бизнес сезонный и ни для кого это не секрет. Обычно у шиномонтажа за год есть два пика активности во время всеобщих «переобувок», когда многие переходят на круглосуточный режим работы. В остальное время года в этом бизнесе наблюдается умеренное затишье.
Первый пик приходится на конец осени, когда вдруг «внезапно» наступают холода и подмерзают дороги или выпадает снег и все автовладельцы разом решают, что нужно срочно менять резину. Особенно сильно на это решение влияет количество ДТП, последствия которых люди наблюдают из окна своего автомобиля. Соответственно, практически ко всем шиномонтажам сразу же выстраиваются длинные очереди и в течение нескольких дней или недель работа просто кипит. То же самое происходит и весной, когда сходит снег и появляется асфальт, правда более умеренно, потому как на зимней резине можно вполне сносно ездить весной, это не на летней по гололеду кататься.
Вот к примеру статистика запросов слова «шиномонтаж» в поисковой системе Yandex.
Два сезонных всплеска видны очень отчетливо. И казалось бы, шиномонтажи живут и существуют только ради этих нескольких недель. Однако, у стандартного подхода к этому бизнесу есть существенные недостатки:
1) Из-за длинных очередей теряются потенциальные клиенты, которых с радостью готовы обслужить конкуренты
2) Чаще всего поток такой, что нет времени даже предложить клиенту какие-то допуслуги, а это значит потерянная потенциальная прибыль
Можно сравнить это с воронкой, через которую в бутылку наливают воду. У воронки есть ограниченная пропускная способность и если попробовать вылить всю воду сразу, то в бутылке в итоге окажется только то, что смогла заполучить воронка. Все остальное – расплескается вокруг. Если разом жмахнуть 2 литра воды в маленькую воронку, то в бутылку попадет граммов 200 – воронка больше физически вместить не сможет. Как сделать так чтобы все 2 литра попали в бутыку? Лить помедленнее, а не все сразу – это очевидно.
При чем здесь вода, воронка и бутылка?
На самом деле, это прямая аналогия для шиномонтажного бизнеса. Бутылка – это касса, это вместимость вашего «кармана». Воронка – это пропускная способность производственных мощностей. Если вы можете за день обслужить 100 клиентов, то при всем желании вы не сможете пропустить через себя 130. Вода — это как раз и есть клиенты. И когда все они разом в заветный день первого гололеда ломятся к вам в шиномонтаж, то большая часть из них «расплескивается» по конкурентам. И ваша первейшая задача – это дело прекратить. Как? Ответ вы уже знаете – лить поменьше, но подольше.
Вам необходимо «растянуть» период переобувки так, чтобы все ваши клиенты успели поменять резину и чтобы ни один из них не достался конкурентам. А для этого необходимо заранее, за 1-2 недели до всеобщего бума предложить клиентам приехать поменять колеса в определенный день и время, то есть по записи.
Помимо удобства для вашего бизнеса такой подход к делу оценят ваши клиенты. Большинство людей все всегда откладывают на последний момент, и когда вы заранее звоните им и предлагаете запись, то это расценивается как факт заботы о клиенте. Таким образом, вместо допустим 500 клиентов в виде короткого «всплеска», вы сможете обслужить 2000 клиентов на более длинном промежутке времени. Без всяких очередей суеты и нервотрепки.
Само собой у вас для этого должна быть база клиентов с телефонами, чтобы вы могли им позвонить. Также весьма желательно собирать с них адреса e-mail, чтобы можно было посылать напоминания через электронную почту. Если вы еще не ведете базу клиентов, то начните как можно скорее. Понятно, что не все клиенты согласятся приехать менять резину «по записи», но большая часть обычно соглашается, а это существенно упростит вашу работу. Плюс к этому, вы не будете терять потенциальных клиентов, которые при виде длинной очереди легко могут поехать в другой шиномонтаж. Получается что вы и постоянным клиентам удобно сделали, и новых клиентов не отпугнули и себя работой равномерно загрузили.
Как повысить прибыль?
Кроме «растягивания» периода переобувки, вам необходимо подумать над тем, как выжать из каждого сезона максимум прибыли. В маркетинге есть понятие пожизненной ценности клиента – это цифра показывающая среднее количество денег, которое приносит вам один клиент за все время пока он к вам приезжает. Допустим, что в среднем один клиент за один визит у вас оставляет 1500 рублей. За год, то есть за два сезона – это будет 3000 рублей. Плюс к этому предположим что вам повезло и вы строите бизнес на постоянных клиентах и в среднем каждый клиент пользуется вашими услугами 4 года. Это значит, что вы можете получить как минимум 12000 рублей с одного клиента. Но для этого конечно должны быть соблюдены 2 условия – необходимо удержать клиента все это время и плюс к этому не позволит конкурентам «забрать» часть вашей прибыли. Если эти условия выполняются, то вы получаете свой гарантированный «минимум» с каждого постоянного клиента.
Однако, никто не ограничивает вас в количестве денег, которое вы можете заработать на клиенте и «минимум» это далеко не предел. Если клиент приезжает к вам всего лишь 2 раза в год, то вам крайне необходимо приложить все усилия к тому, чтобы он в эти 2 визита оставил у вас как можно больше денег. То есть вам необходимо увеличивать размер среднего чека. Есть два основных способа это сделать – продажа дополнительных услуг и продажа товаров.
Товаром могут быть различные небольшие автоаксессуары и различная «мелочевка». При этом продажа товаров не отнимает рабочее время, так как это можно делать пока клиент ждет свою машину. Всегда помните о том, что из каждого метра доступной площади и из каждой минуты рабочего времени вы должны выжимать максимум прибыли и пока машину переобувают, клиент легко может оставить еще какую-то сумму денег в вашей кассе. Однако, просто выложить товар на витрину недостаточно. Какие-то продажи, конечно, будут, но можно поднять их в разы, если вы будете рассказывать клиентам про то, что продаете.
В этом плане можно очень многому научиться у московского «ЛюксМолСервиса», в котором торговля автоаксессуарами немного отличается от того, как это сделано у всех. Стандартный ассортимент автотоваров на СТО — это освежители воздуха, автохимия, обложки для документов, бумажники, сувенирная продукция. В «ЛюксМолСервисе» клиентам предлагают более оригинальные вещи, которые не продаются в любом магазине на каждом шагу.
Например, колпачки-индикаторы, которые показывают давление в шинах. Благодаря тому, что на участке шиномонтажа специально повесили информационный плакат и при смене резины рассказывали всем клиентам про новинку, 8 из 10 клиентов которые приезжали на переобувку, уезжали с этими колпачками. Плюс к этому, очень хорошо продается брелок-измеритель глубины протектора шин. Во время шиномонтажа клиенту демонстрируют его работу и объясняют, что измерять глубину протектора нужно перед каждой переобувкой или при покупке подержанных шин. Такой брелок покупают тоже довольно часто, иногда по нескольку штук, чтобы подарить кому-то из знакомых.
Что касается дополнительных услуг тут тоже есть много вариантов?
Например, такую услугу как накачка шин азотом многие считают бесполезной. Однако ваше личное мнение об этом совершенно не важно, если клиент хочет и готов заплатить за это. Если вы не предложите ему этого, предложит кто-нибудь другой. Кроме того вы должны понимать, что помимо решения проблем с машиной вы должны давать клиентам эмоции. Люди любят новое и необычное, а еще они любят делиться своим опытом и рассказывать о себе своим знакомым. Дайте клиентам возможность в беседе с приятелем упомянуть о том что «недавно тут ездил в сервис, вот накачал колеса азотом». А если вы еще прикрутите цветные колпачки на шины вместо обычных в виде подарка, как это делают на московской СТО «Валентина», то клиент вообще будет на седьмом небе от счастья.
Еще одна услуга, которую с удовольствием купит некоторая часть вашей клиентуры – это финишная балансировка. Ну и все остальное вроде чистки дисков, мойки колес и ремонта резины.
С помощью увеличения среднего чека вы можете существенно увеличить и пожизненную ценность клиента, и вместо «минимума» получить, скажем, в 1.5 раза больше. Чем больше услуг и товаров вы продадите клиенту за этот конкретный визит, тем лучше. Потому что в следующий раз вы его увидите не раньше, чем через полгода. Но тут есть еще одна проблема – как клиента гарантированно завлечь к себе в следующий сезон? Одним из способов как раз и является предварительный обзвон, чтобы ваших клиентов не смог «перехватить» кто-то другой.
Однако есть еще один метод, который дает вам железобетонные гарантии, что клиент приедет на следующую переобувку именно к вам. Уверен вы догадались, что я имею в виду такую услугу как сезонное хранение колес. Эта весьма полезная услуга не только в плане зарабатывания денег, но и в плане удержания клиентов. Ведь если их колеса хранятся у вас, то и в сезон переобувки они приедут именно к вам. Дополнительно к хранению можно предложить услугу по обработке шин специальными консервирующими составами, как это делают, например в автосервисе «Генерал Авто».
Опять же, для успешной продажу услуги сезонного хранения нужно клиентам ее активно предлагать, а не просто поместить в прайс. И здесь лучшим способом продажи является обучение клиентов. Сколькие из них знают, что при неправильном хранении колес резина деформируется и это снижает срок службы и может повлиять на безопасность? Объясните клиентам, почему им выгодно хранить колеса у вас, чем может обернуться неправильное хранение и треть людей из тех, кто даже не задумывался отдавать резину на хранение, согласятся купить у вас такую услугу.
Само собой, все вышесказанное относится не только к одиночному шиномонтажу, но и автосервисам с постами шиномонтажа, и к магазинам по продаже шин и дисков, которые предоставляют сопутствующие услуги.
Для автосервиса шиномонтаж не является очень уж сильно выгодным делом, однако он дает возможность гарантированно затащить к себе клиента как минимум дважды в год. Учитывая что средняя частота посещений сервиса в России составляет 1.4 визита в год, это очень существенное преимущество. Ведь помимо смены резины, продажи шиномонтажных допуслуг и аксессуаров можно предлагать и самые обычные сервисные услуги такие например как сход-развал. Достаточно просто объяснить клиентам, что это прежде всего продлевает жизнь подвеске и повышает управляемость автомобиля на дороге, а это в свою очередь повышает безопасность вождения.
авторизуйтесь
С уважением, Александр.