Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
Иван Иванович, мужчина сорока лет, шел на работу.
Это время он всегда посвящал трем вопросам – вспоминал молодость, мечтал и строил планы.
Вот и сегодня ему вспомнилось, как двадцать лет назад он, тогда еще зеленый выпускник радиотехнического техникума, круто изменил специальность с мастера по ремонту радиоаппаратуры на ученика автомобильного слесаря.
Веселое, интересное и бесшабашное было время.
Только появлявшиеся иномарки раскрывали громадные перспективы.
Первые блоки управления и впрысковые системы позволяли воспользоваться багажом знаний по радиоэлектронике, а стоимость работы с лихвой компенсировала смену специальности.
Надо сказать, что в молодости Иван Иванович был парень шустрый – информацию схватывал на лету, да и руки росли из правильного места.
Довольно быстро он оказался на ведущих позициях в дилерском сервисе, несколько раз съездил на обучение за границу и вырос не только в глазах клиентов и начальства, но и в своих собственных.
За время работы «на дядю» Иван Иванович стал хорошим ходовиком, топливщиком и мотористом, при желании неплохо мог отрихтовать и покрасить, разобрался в тонкостях диагностики.
Пора было переходить на собственные хлеба – знания, клиенты и небольшой стартовый капитал открывали хорошие перспективы самостоятельного заработка.
И первое время так и было.
Со временем Иван Иванович начал расширяться, обзаводиться учениками и подчиненными.
Работы было много, и на хлеб хватало. Вот только с хлеба сначала исчезла икра, затем и слой масла стал уменьшаться.
Сегодня Иван Иванович с грустью вспоминает то время. И еще с завистью.
Ученики, хорошие ученики, познав в тонкости авторемонта, ушли в торговлю или на собственные автосервисные хлеба – уже имеют машины, квартиры.
Друзья,не ставшие на путь автосервиса, а скупавшие по дешевке землю, а не оборудование, – озолотились.
Один Иван Иванович по-прежнему ремонтирует старые и подержанные автомобили.
Грустно, но делать нечего, менять работу поздно.
Надо было строить планы на сегодня. А сегодня ему предстояло отдать уже готовую машину клиенту. При этих мыслях лицо Ивана Ивановича на секунду осветилось – какие-никакие, а деньги. И снова о них, будь они не ладны!
Сегодня срок оплаты аренды, а завтра, в субботу, выплачивать заработную плату.
Где их брать, эти деньги, и почему их постоянно не хватает?
Опять вспомнилась молодость. Не забыть бы еще подготовить отчет в налоговую, мелькнула мысль. Нет, на налоговую времени не хватит – перед боксом много начатых, но не законченных машин.
Белый MB Vito надо было отдать еще вчера, но руки до него еще не дошли. Да и работники все делают медленно, а часто и с браком – глаз да глаз нужен.
От менеджера по подбору запасных частей устал – то запасная часть не та, то вообще не заказал, то поздно привезли.
Работники нервничают, клиенты психуют. Все надо делать самому.
И где взять толковых и исполнительных?
Сегодня надо самому попытаться успеть подобрать детали на капиталку.
Но где взять время?
Опять домой придет за полночь.
А про отпуск вообще забыл… А тут еще и жена пилит – день и ночь на работе, а денег нет.
И действительно, иногда у сотрудников получается больше, чем остается у него.
Может, много плачу? Да вроде нет, как и конкуренты-коллеги.
Может с клиентов больше брать? Так не поедут же, и так за каждую копейку трясутся, причем чем дороже автомобиль, тем больше трясутся.
Так размышляя, Иван Иванович не заметил, как подошел к мастерской.
Бокс встретил Иван Ивановича открытыми капотами, разбросанным инструментом и валяющимися деталями. Надо как-то навести порядок, да и полы не мешало бы подмести. А то уже пройти сложно. Перед клиентами стыдно.
Хотя, ладно, переживут, и так времени нет, где уж на уборку выделить…
Быстро переодевшись, Иван Иванович, приступил к MB Vito.
Работа была любимой, а поэтому спорилась. До прихода механиков должен успеть. Вот только гаечка никак не хотела откручиваться, да форсунка выниматься.
Провозившись добрых полчаса, помянув «незлым словом» клиента, который довел машину до такого плачевного состояния, Иван Иванович начал нервничать. Дело пошло еще хуже…
Надо поставить на эту работу ученика – не царское это дело откручивать неудобные и закисшие болты и гайки. Бросив недоделанную работу, Иван Иванович пошел подбирать запасные части для капитального ремонта.
Это была тихая, спокойная работа. Здесь Иван Иванович успокаивался. Время летело быстро, стали подходить сотрудники. Переодевшись и выпив чаю, все работники, не торопясь приступили к работе.
Начались звонки от клиентов.
«Вот, черти, не дадут поработать!», – опять разнервничался Иван Иванович и вышел в рабочую зону. Здесь его ждал красавец Форд. Почти свежий автомобиль, непонятно, каким образом заехавший к Ивану Ивановичу для чистки форсунок.
Сроки по нему не жали – отдавать вечером, работа простая и знакомая.
Успокоившись, Иван Иванович приступил, к снятию топливной рейки. В этот момент его отвлек Николай. Коля работал у Ивана Иванович уже более двух лет. Стал уже неплохим специалистом, но принимать на себя ответственность не хотел.
Вот и сейчас, упершись, в вообщем-то несложный вопрос с Тойотой, пришел за помощью.
Иван Иванович поспешил на помощь, не заметив, что в руке остался съемник. Именно этот съемник выведет Ивана Ивановича из себя в очередной раз. Забыв, где он его оставил, после консультации по Тойоте, Иван Иванович целых десять минут потратил на поиск съемника, и не найдя его, обвинил всех сотрудников, якобы ухвативших его, ушел снова подбирать запасные части.
Но тут приехал очередной клиент.
Вся станция, а у Ивана Ивановича работали три механика и менеджер, побросав свои дела, пошли смотреть на нового несчастного и его автомобиль.
Поломка казалось незначительной, и Иван Иванович, поставил на нее Серегу. Сергей был опытным мастером, довольно неплохо разбиравшимся в автомобилях и до Ивана Ивановича проработавшим на многих автосервисах, откуда был изгнан за любовь к «зеленому змию».
Возмущению Сергея не было предела – ему надо заканчивать менять ремень ГРМ, клиент вот-вот будет.
Но Иван Иванович был непоколебим. Ругаясь, они вошли в бокс, и Иван Иванович увидел свой съемник, лежавший там, где он его положил, – на одной из лап подъемника.
Вспомнив про Форд, директор снова забыл о своих обязанностях и продолжил снимать рейку. Но ни тут-то было. Приехали запасные части – надо принимать.
А как не поговорить с менеджером?
Через час довольный менеджер уехал, получив деньги и бесплатную консультацию по своей проблеме.
А Иван Иванович вновь подошел к Форду. Но не приступил к работе. Прибежал разгневанный Тарас. Тарас делал только первые шаги в автосервисе.
Даже несмотря на то, что Тарас закончил институт по профильной специальности, пока ему доверяли только менять масло и фильтры. И вот с последними вышла промашка – привезенные фильтры не соответствовали установленным.
Автомобиль висит на подъемнике, клиент нервничает. Психанул и Иван Иванович.
Сев в видавший виды Мерседес, он самостоятельно поехал в ближайший автомагазин за нужным фильтром.
А Форд с недоснятой рейкой продолжал ждать мастера.
Вернулся Иван Иванович только через час. А это время механики неспешно крутили гайки и развлекали нервничающих клиентов.
Постепенно подошло время обеда.
Насытившись и подобрев, весь коллектив приступил к работе.
Весь, кроме Ивана Ивановича: приехал давний клиент на консультацию. Проговорив с ним добрый час, Иван Иванович, наконец, снял рейку. Дальше дело техники: форсунки – в чистку, а сам – на подбор запасных частей.
А в это время менеджер по подбору запасных частей со скучающим видом зависал в Интернет.
Все было бы хорошо, но появились клиенты, причем сразу двое.
Одному еще не поменяли ремень ГРМ, более того, у автомобиля никого из слесарей не было – Сергей все еще возился с «простенькой» неисправностью, на деле потребовавшей от него физических и умственных усилий. Естественно, что недовольство клиента возрастало с каждой минутой присутствия на СТО. Вот-вот должен произойти взрыв.
Машине второго провели ТО. Здесь было попроще. Но недовольство присутствовало из-за затянувшегося процесса обслуживания. Согласитесь, терять целый день на замену масла и фильтров – чересчур. Ко всем бедам добавился телефон – владелец MB Vito выяснял, что произойдет раньше – ему отдадут машину или закончится его терпение.
Терпение закончилось у Ивана Ивановича – телефон был отключен.
Разобравшись с клиентами и сотрудниками: Серега, не закончив устранять «простенькую» проблему, пошел заканчивать работу по замене ремня ГРМ, Николай приступил к подготовке к сборке мотора, Тарас менял масло у очередной жертвы, Иван Иванович начал устанавливать рейку на двигатель после чистки форсунок.
И опять ему помешал клиент – нужна диагностика. Двигатель работает неустойчиво, заводится плохо.
«Свечи », – быстро определил Иван Иванович, после обстоятельного, с пристрастием допроса клиента. Но, напустив на себя важный вид, достал сканер и осциллограф.
От обилия оборудования лицо клиента изменилось с несчастного до восторженного. При этом Иван Иванович, найдя свободные и благодарные уши, с упоением рассказывал о своих действиях и работе двигателя, давал советы.
Час диагностики подтвердил первоначальный диагноз. Свечи заменены были быстро. Стоимость работы и диагностики была смешной, а автомобиль избавился болячек, поэтому клиент был на седьмом небе от счастья – и автомобиль сделали, и внимание уделили, и взяли мало.
Рабочий день заканчивался. Все еще работали, но были уже сонные и вялые.
Хочешь-не хочешь, но клиенты сидят на голове, ждут автомобили.
Иван Иванович пошел помогать, причем умудрялся успевать помогать всем. Создавалось такое впечатление, что у него открылось второе дыхание: там поможет, там поставит, здесь подскажет. К позднему вечеру автомобили были отданы.
Только MB Vito продолжал ждать, когда ему уделят время.
Работники ушли по домам, А Иван Иванович думал, чему отдать предпочтение – закончить MB Vito или приступить к отчету в налоговую. В этот раз победила налоговая. Провозившись с документацией, Иван Иванович уехал домой, вспоминая молодость и думая о сытном ужине.
Думаю, что читатели узнали собирательный образ Ивана Ивановича – кто-то в себе, кто-то в коллеге. Конечно, краски я несколько сгустил. Но, тем не менее, надеюсь, что большинству уже надоело быть Иваном Ивановичем.
В конце концов, бизнес создается не для того, чтобы прокормить себя, и уж точно не для того, чтобы обеспечивать рабочие места и кормить сотрудников.
Есть очень хорошее слово – предприниматель. Вдумайтесь в него – в основе лежит «ПРЕДПРИНИМАТЬ», то есть делать что-то, двигаться вперед.
А после "Предпринимателя" нужно срочно становиться "МЕНЕДЖЕРОМ", то есть заниматься администрированием созданной системы.
Мы научились хорошо обслуживать, диагностировать и ремонтировать автомобили.
Но мы по-прежнему не умеем зарабатывать и руководить.
В чем главная беда Ивана Ивановича?
Нехватка времени?
Знаний по автомобилям?
Нет, главная его проблема в организации процесса труда в автосервисе, в подборе персонала и работе с кадрами.
Продолжение следует...
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь