Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
Так как постоянно обсуждается данный вопрос, написал отдельный пост.
В данном посте не будем обсуждать законные 40 рабочих часов в неделю, это тема отдельного поста.
Время работы станции каждый собственник определяет сам, конечно идеально 24 часа в сутки, но не совсем рентабельно.
Я считаю, что самый оптимальный режим работы автосервиса с 9:00 до 21:00.
Время прихода на смену сотрудника 8:30-8:40, время ухода домой не ранее 21:00.
Если кто-то из Вас не работает в выходные, поздравляю - Вы теряете прибыль.
Имхо, станция должна работать без перерывов и выходных - ведь мы с вами работаем в сфере услуг.
График сотрудников всегда строим от режима работы станции.
Согласовывать по какому графику будет работать станция с персоналом - бесполезно и глупо.
Утверждаете график, получаете подпись сотрудника, что он ознакомлен, и в "бой".
В случае отпуска/болезни/по семейным обстоятельствам - обязательно происходит подмена - сотрудники договариваются между собой, кто за кого выйдет.
Какие графики бывают?
Я встречал следующие графики:
- симметричные 2р/2в, 3р/3в, 4р/4в, 7р/7в, 15р/15в.
- распределенные 3р/2в, 4р/2в, 4р/3в, 5р/2в, 5р/1в, 6р/1в, 6р/2в, 2р/2в/3р.
Как видите - в России сервисмены применяют разнообразные графики, кто во что горазд)))
Считаем рабочие дни
Определяем количество рабочих смен сотрудника:
1. При графике 3р/3в - 15-16 дней
2. При графике 4р/2в - 20-21 день
3. При графике 5р/2в - 20-22 дня
4. При графике 6р/1в - 24 дня. Жестко)))
5. При графике 2р/2в/3р - 16-17 дней
6. При графике 3/2 - 18-19 смен
График 3р/3в. Симметричный график.
С точки зрения закона и максимальной отдачи самый верный график 3р/3в. Однако, при таком графике есть существенные недостатки:
1. Количество персонала увеличивается в 1,5-2 раза. Соответственно растет фонд оплаты труда (ФОТ). При слабой загрузке станции - у сотрудников низкая зарплата, и следом текучка персонала. При постоянной загрузке – увеличенный ФОТ, потеря прибыли.
2. При таком графике переходит перетягивание сотрудниками Клиентов на свою рабочую смену «Приезжайте через три дня». Соответственно, запись "скачет" по прихоти сотрудников, а не равномерно.
3. Ближе к окончанию смены крупные ремонты персонал не берет, так как если машину оставят доделывать на завтра, то доделывать будут другие сотрудники.
4. Когда у персонала 15 дней выходных в месяц, то ваши сотрудники ищут подработку: механики калымят , а приемщики таксуют и т. п.
Собственно это недостатки любых симметричных графиков, а не только графика 3р/3в.
График 4р/2в
Данный график лишен всех недостатков симметричных графиков.
При графике 4р/2в за одну и ту же зарплату механик более производителен и делает больше нормочасов, а значит его себестоимость как сотрудника ниже, а наша рентабельность выше. Тоже самое и с приемщиками - выше выручка и выше их зарплата.
График 2р/2в/3р-2в/3р/2в
Достаточно интересный график, рассчитанный на 15 дней.
График взят из круглосуточного производства и адаптирован под автосервис. Оптимален для работы при круглосуточной работе: 2 смены в день, 2 смены в ночь, 3 дня отдыхаешь.
Преимущество данного графика для сотрудников: раз в 2 недели выходной совпадает с субботой и воскресеньем, но выходных дней у сотрудника больше, для бизнеса это менее выгодно.
В чем выгода графика 4р/2в?
Далее считаем математику.
Представим, что у вас 6 постов и работаете Вы по графику 3р/3в и средняя ЗП механика 30 тыс. руб., в штате 12 механиков. В этом случае ФОТ 360 тыс.руб., и если они официально устроены на "минималку", то еще 80,4 тыс. руб. налогов, итого зарплата 441 тыс.руб.
Переходим на график 4р/2в. Для этого количества постов будет достаточно 9 механиков. Поднимаем им зарплату на 20% до 36 тыс.руб., то есть ФОТ уменьшается - 324 тыс. руб. (экономия 36 тыс. руб.), но при этом зарплата механиков выросла, налоги уменьшились на 20 тыс. руб., и это не считая перчаток, ветоши, пасты для рук, спецодежды и прочих хозяйственных расходов.
В отпуск отпускаем на 28 дней, делим отпуск на 2 части по 14 дней. Если в отпуск не сильно хотят, то 14 дней оплачиваем компенсацию и сотрудник работает это время, а 14 дней в году отдохнуть обязан: «Извиняй, но иди отдыхай».
Это самый выгодный для вас график.
График на станцию с 3 постами
Если у вас 3 поста (подъемника) + пост развал-схождения, то оптимальным будет график 3р/2в, в смену выходят 3 механика, всего в штате 5 механиков, по итогу у них 18 рабочих смен.
Если механики опытные и "голодные", то достаточно 2 механиков в смену, при правильной организации работы.
Как определить количество механиков?
Количество механиков всегда определяем от загрузки станции. Ориентируейтесь на выработку в 150 нормочасов на одного механика. Минимальный порог для расчета 120 нормочасов.
Если ваш механик вырабатывает меньше, то он не только не зарабатывает себе зарплату, но и приносит вам убытки.
Увольняйте, либо увеличивайте загрузку.
Одна из задач руководителя станции - грамотно регулировать количество персонала в зависимости от загрузки автосервиса и плана продаж.
Как у меня?
Мои станции работают по следующим графикам:
- Режим работы с 9-00 до 21-00 без перерывов и выходных.
- Выходные дни в году: 31 декабря, 1 и 2 января, 8 марта.
- Механики, диагносты и мастера-приемщики работают по графику 4р/2в.
- Если диагност на станции один, то его график 5р/2в.
- Руководитель станции работает по графику 5р/2в (по факту доступен 7/0).
- Снабженец работает по графику 5р/2в.
- Все остальные по КЗОТу 40 часов в неделю.
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь