Сергей Колмаков
Делаю автосервисы прибыльными
Все, что ниже будет написано является сугубо моим личным субъективным мнением, основанном на собственном опыте.
Не принимать как руководство к действию.
Предыстория: заправку кондиционеров изучал самостоятельно и позже на курсах, знаю как и что работает, заправлял автомобили сам неоднократно с 2011 года.
Если коротко, главное в этой услуге - знания заправщика.
Про весы. Весы удобнее колбы. По весам важна не столько точность абсолютной величины, сколько относительная точность, то есть было столько-то, стало - столько-то. Нам же не нужно с большой точностью измерять массу баллона, а нужно более-менее точно знать сколько из него ушло фреона. Точность до грамма там не нужна. Вполне хватит и точности Ваших весов. Специализированные весы для фреона, как правило, имеют точность 5 грамм, но и цена на них не совсем демократична. Более продвинутые из них имеют управление электроклапаном: задал нужное количество, они отвесили и перекрыли клапан.
Про течеискатели. Самые популярные электронные течеискатели - ITE и CPS. Скажу сразу, что не купил бы за свои деньги ни один из них - разве что кто-нибудь подарил бы... Про них красиво пишут в рекламных проспектах, но на практике все не так радужно. С фреоном R134a они сильно тупят. Особенно это видно, когда течеискатель совсем не реагирует на явную, заметную визуально, утечку, но зато свистит во всю на какую-нибудь теплоизоляцию или герметик. Систему проще всего проверить надувкой азотом до 25 Бар и банальным мыльным раствором (обычным Fairy), которым брызгают на места возможных утечек. При больших утечках течеискатель пищит в метре от машины.
Еще одна деталь, о которой умалчивают рекламщики и торгаши. В любом электронном течеискателе присутствует сменный наконечник. Стоит около 2 тыс. руб. в зависимости от модели течеискателя. Это расходный материал. Самое смешное заключается в том, что этот наконечник, иногда "кончается" за один день. Наконечники сильно боятся влаги, паров растворителей и многого всего, что я не знаю. Думаю, от паров бензина им тоже быстрая смерть (но сам не проверял).
Но, не смотря на все негативное, что я написал выше, течеискатель иногда может здорово помочь обосновать необходимость разборки в салоне, чтобы добраться к испарителю и искать утечки в труднодоступных местах. Ну, и на некоторых клиентов способен произвести неизгладимое впечатление, как и красивая коробка установки.
Что такое установка для заправки кондиционера?
Заправочная станция содержит в себе вакуумный насос, манометрический коллектор, электронные весы, шланги и базу данных автомобилей. Все это упаковано в красивый ящик на колесиках. Не вникая в подробности скажу, что за громкое слово "станция" вы сразу переплачиваете кучу денег. Внутри этот красивый ящик в 90% состоит из китайских комплектующих. Самым дорогим в этом комплекте будет вакуумный насос. Очень желательно, чтобы был двухступенчатым. Манометрический коллектор желательно с мембранными кранами. Также вам необходим будет течеискатель, ультрафиолетовая добавка и набор для поиска течей, например, Becool BC-UVL.
Чем отличается автомат от полуавтомата?
По сути нужно ставить вопрос следующим образом:"Я нифига в этом не понимаю, и хочу, чтобы все делалось нажатием одной кнопки, а еще лучше, как на бензоколонке и чтобы купюры вылазили прямо из этого аппарата. Готов потратить х000000 евро". Это из той серии, когда автосервис покупает сканер, чтобы "косить бабло", а потом выясняется, что сканер сам не находит неисправность в авто.
Полуавтомат позволяет задать количество фреона и масла, которое нужно заправить и сам отключает подачу при достижении заданных значений. В автомате ничего задавать не нужно, а только выбрать во встроенной базе данных нужное авто. Ну и автоматически выполняется заданная технологическая последовательность, в зависимости от заданного режима. Кроме того автомат позволяет "гонять через себя" систему с целью промывки.
Все это можно сделать набором за 30-50 тыс. руб. и за такое же время. Но, повторюсь, знаний в работе холодильной системы не заменит ни автомат, ни полуавтомат. Они всего лишь автоматизируют некоторые механические операции при обслуживании системы.
Попытаюсь объяснить большой минус заправки кондиционера с помощью автоматической заправочной станции.
Установкой может научится работать обычный стажер, которому показали на какие кнопки нажимать. Выбрал марку машины, модель и нажал на старт, остальное сделает сама установка.
Чуть углубимся в процесс что же делает установка. Она откачивает из системы кондиционирования весь фреон вместе с маслом и продуктами износа (стружка, окислы, грязь и проч.) пропускает через фильтры (рекуперация), далее смешивает с новым фреоном и заправляет обратно. Что же здесь плохого спросите Вы, если все фильтруется?
Представьте ситуацию, что к вам на сервис на заправку кондиционера приехал старый автомобиль 90-х годов с пробегом под миллион км, который каждый месяц заправлял кондиционер в "арасервисах" либо на трассах, и что ему туда заправляли известно только продавцам с "Авито", у которых работники "арасервиса" покупали этот чудный холодильный газ. Какое масло заливали в его компрессор, тоже ни кто не знает. Так вот, автоматической станции абсолютно все равно что высасывать из системы, она не понимает какой фреон и какое масло она "сосет"))). Все это в станции смешивается с новым маслом и фреоном, часть этой чудной "жижи" заправляется обратно в автохлам, а уже попавшая смесь в баллон с хорошим фреоном остается в заправочной станции ждать следующего клиента.
Хорошо, если к вам приезжают только нормальные свежие машины без каких либо проблем с кондиционерами, но как показывает практика, одна из трех машин имеет утечку фреона, следовательно в систему может попасть грязь, влага и прочие прелести. Напомню, автоматическая станция при запуске начинает вакуумировать систему кондиционирования, а значит вся грязь всасывается в место утечки и далее попадает в систему и потом и в заправочную станцию. В самой заправочной станции есть фильтра, которые имеют ресурс, но по традиции их мало кто меняет, работает и ладно, ведь стоят они недешево.
Теперь пару слов об определении утечки или другими словами опрессовке системы установками. Установка проводит тест методом вакуумирования, что не является 100% гарантией отсутствия утечек в системе. Лучший способ - произвести опрессовку, подав в систему газ под давлением.
Каждая третья машина в НСТО приезжает с проблемой кондиционера. Установка эти проблемы не решит. Ни автоматическая ни полуавтоматическая. Готовьте к специалиста, который понимает как работает система. Вы должны не только заправлять, но и ремонтировать системы кондиционирования.
Автоматическая установка превращает ваших сотрудников в "обезьян", которые могут только нажимать на ней кнопки.
Для сервиса достаточно обычного недорогого полуавтомата и "ручного" комплекта для пика спроса.
С уважением к Вам и вашему бизнесу, Колмаков Сергей.
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Присоединяйтесь https://telete.in/reset2018
Моя страница в Facebook
авторизуйтесь